31 октрября 6:17

Аденома простаты симптомы и признаки

аденома простаты

Аденома простаты — частое заболевание у мужчин  старшего возраста, представляющее собой доброкачественную опухоль, возникающую из-за разрастания железистой ткани предстательной железы. Такое увеличение само по себе для больного безболезненно и не приносило бы ему хлопот, но образовавшаяся опухоль сдавливает окружающие органы, в первую очередь, мочеиспускательный канал. Это ведет к нарушениям оттока мочи, ее застою и вызывает развитие циститов, пиелонефритов, мочекаменной болезни. Аденома простаты симптомы которой поначалу совсем незначительны, начинает все чаще беспокоить больного резями при учащенных мочеиспусканиях, вялой и прерывистой струйкой во время них, частыми ночными походами в туалет. Дальнейшее развитие болезни со временем вызывает задержки мочеиспускания, недержание мочи, приводит к почечной недостаточности и может привести к летальному исходу.

Все  симптомы, свойственные аденоме, следовательно, можно разделить на 2 группы:

• Симптомы связанные с нарушением опорожнения мочевого пузыря;
  • Симптомы связанные с нарушением мочехранения.

Но они не являются специфическими для аденомы простаты и встречаются также при других заболеваниях, в том числе и раке простаты. Поэтому, при их обнаружении важно своевременное обращение к врачу и правильная диагностика.

Бессимптомное течение

стадии развития заболевания

Многие мужчины, страдающие аденомой простаты, совсем не имеют характерных симптомов. Причем, степень увеличения предстательной железы не всегда пропорциональна степени выраженности симптоматики заболевания. Иногда совсем не имеют симптомов пациенты с достаточно выраженным увеличением простаты и, наоборот, серьезные симптомы  бывают у мужчин с незначительной степенью увеличения железы. Видимо, выраженность признаков заболевания является индивидуальной особенностью организма, а также бывает связана с направлением разрастания самой опухоли. Замечено, что если ее рост направлен в сторону прямой кишки, то симптомы болезни отсутствуют более длительное время.

Нарушения мочеиспускания при аденоме

Разнообразные нарушения процесса мочеиспускания являются первыми признаками заболевания. В основном они следующие:

• Чувство неполного опорожнения мочевого пузыря;
  • Вынужденное натуживание в начале и конце мочеиспусканий;
  • Учащенность мочеиспусканий;
  • Частые ночные позывы в туалет;
  • Вялая или прерывистая струя;
  • Рези и болевые ощущения при мочеиспускании;
  • Выделение мочи каплями.
аденом простаты симптомы

В большинстве случаев такие признаки отмечаются на 1-й стадии болезни. Несмотря на их разнообразие, застойной мочи при этом в мочевом пузыре нет, при мочеиспусканиях он освобождается полностью за счет компенсаторной функции его мышечных стенок. В этой стадии больной может находиться от 2-х до 12 лет. Но дальнейшее течение болезни диктует свои условия. Из-за постоянно затрудненного оттока мочи рано или поздно происходит гипертрофия стенок мочевого пузыря. Тогда-то и начинает появляться остаточная моча после мочеиспусканий в мочевом пузыре, а заболевание переходит в следующую стадию. Ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря усиливается. Акт мочеиспускания часто осуществляется в несколько этапов. Струя при этом всегда вялая, прерывающаяся. Причем, вялая настолько, что становится практически вертикальной, теряя свой нормальный параболический вид. Стенки мочевого пузыря с течением времени истончаются, поступления мочи в него затрудняются. Моча начинает застаиваться  теперь не только в нем, но также в почках и мочеточниках, что способствует развитию в них инфекции. Возникает цистит и угроза перехода воспалительных явлений с мочевого пузыря на другие органы мочевыделительной системы.

Симптомы, которые характеризуют эту стадию:

• Учащенное мочеиспускание;
  • Наличие крови в моче;
  • Появление в мочевом пузыре остаточной мочи, достигающей количества 100-200 мл;
  • Вследствие ухудшения функции почек появляется сухость во рту и жажда;
  • Мочеиспускание становится затяжным с перерывами и отдыхом.

Нарушения мочехранения при аденоме

Симптомы аденомы простаты на этой стадии носят следующий характер:

• Императивные позывы к мочеиспусканиям;
  • Постоянный характер позывов к мочеиспусканиям;
  • Мочеиспускание происходит минимальными порциями;
  • Задержки мочеиспусканий;
  • Недержание мочи;
  • Постоянная головная боль.

Такие симптомы характерны уже для 3-й стадии болезни, когда тонус теряют и стенки мочевого пузыря, и его внутренний сфинктер. При этом мочевой пузырь растягивается. Натуживание перед мочеиспусканием не приносит результата и уже не помогает освободить мочевой пузырь. Больной жалуется на задержку мочеиспусканий и, с другой стороны, на одновременное недержание мочи, которая периодически самопроизвольно выделяется каплями. Такое явление носит название парадоксального мочеиспускания. Эта стадия заболевания опасна развитием мочекаменной болезни, воспалительных явлений в мочевыделительной системе и возникновением почечной недостаточности.

Симптомы осложнений аденомы простаты

На всех стадиях заболевания может возникнуть такое опасное осложнение, как острая задержка мочи. Ее симптомами являются:

• Постоянные болезненные позывы к мочеиспусканию;
  • Отсутствие способности самостоятельного мочеиспускания;
  • Возникновение болей в промежности, над лобком и пояснице.

Спровоцировать это осложнение могут переохлаждения, стрессы, длительное отсутствие мочеиспускания из-за невозможности посетить туалет, употребление спиртных напитков, особенно пива. Такого больного в срочном порядке госпитализируют, скопившуюся мочу удаляют катетером либо путем дренирования мочевого пузыря через переднюю стенку брюшины. Не у всех больных после этого процесс мочеиспускания приходит в норму, некоторые вынуждены обращаться за медицинской помощью постоянно.

Также у больных аденомой часто развиваются осложнения в виде цистита и пиелонефрита. Если цистит проявляется усилением болезненности при мочеиспускании, то для пиелонефрита свойственны боли в поясничной области, которые усиливаются при поколачивании, возможен озноб, повышение температуры. Без лечения аденомы, которая привела к нему, пиелонефрит может привести к развитию почечной недостаточности. При этом возникают симптомы, характерные для всех видов интоксикации — слабость, утомляемость, сухость кожных покровов, жажда, кожный зуд.  Выдыхаемый воздух имеет запах мочи, повышается артериальное давление, возникает одышка, возможны судороги в ногах.

Осложнением аденомы может также стать мочекаменная болезнь, которая возникает в этом случае из-за застоя мочи в почках и мочеточниках. Без лечения  она в конечном итоге также приводит к почечной недостаточности. Для нее характерны боли в поясничной области, усиливающиеся при тряской езде, длительной ходьбе, прочей физической нагрузке и отдающие в пах, промежность, головку полового члена.

Таким образом, начальные симптомы аденомы простаты могут совпадать с симптомами других урологических заболеваний. Своевременное обращение к врачу позволит мужчине  раньше получить точный диагноз и начать лечение, что позволит избежать грозных осложнений и вернуть нарушенное качество жизни.