2 сентября 12:11

Симптомы и лечение аденомы предстательной железы

Аденома простаты — это доброкачественная опухоль, исходящая из ткани предстательной железы.

Она становится все более распространенной опухолью среди мужчин в возрасте 50 лет и старше. Так, в этой возрастной группе она встречается у 20% мужского населения. Поэтому многие ученые предлагают ввести термин пандемия относительно этого заболевания.

Причины заболевания

Современной медицине не известны окончательные причины, по которым развивается это заболевание. Однако замечено, что большую роль в этом процессе играют полиненасыщенные жирные кислоты. Так, у жителей села, стран Африки и Азии, пища которых богата растительными маслами (они являются источниками полиненасыщенных жирных кислот) частота встречаемости аденомы не значительна. Поэтому высказывается предположение, что эти кислоты защищают ткань предстательной железы от избыточного увеличения.

Помимо этого в качестве причин ученые выделяют нехватку цинка, дисбаланс тестостерона и эстрогенов, а также нарушение в синтезе простатспецифического антигена. Однако независимо от причины лечение аденомы простаты должно основываться на тех патологических процессах, которые происходят при этом заболевании.

Клинические проявления аденомы предстательной железы

Аденома простаты

Симптомы аденомы простаты зависят от клинической стадии. Всего выделяют три стадии в зависимости от уровня компенсации. При этом важным критерием является характеристика акта мочеиспускания как основной жалобы мужчин. Это связано с тем, что в ткани предстательной железы проходит простатическая часть мочеиспускательного канала. Поэтому понятно, что при увеличении предстательной железы в объеме, происходит сдавливание мочеиспускательного канала. И именно степень увеличения простаты определяет выраженности дизурических расстройств, то есть нарушенного мочеиспускания.

На первых стадиях заболевания мочевой пузырь в состоянии полностью опорожняться. Однако начинают появляться первые изменения. Мужчина жалуется на учащенное мочеиспускание, особенно в ночное время. Характерно запаздывание струи мочи, а также ее сниженное давление («вялая струя»).

В субкомпенсированной стадии патологические изменения прогрессируют. На этой стадии появляется остаточная моча в мочевом пузыре. Ее количество обычно составляет около 100 мл. Именно эти изменения обуславливают характерные жалобы пациента.  К ним относятся:

• ощущение неполного опорожнения;
  • опорожнение в несколько подходов;
  • вялая струя.
аденома предстательной железы

Для того чтобы в субкомпенсированной стадии справиться с увеличенной простатой, мускулатура мочевого пузыря гипертрофируется. Однако на каком-то этапе этот механизм приводит к опорожнению мочевого пузыря, но затем наступает его несостоятельность, и после акта мочеиспускания часть мочи остается в пузыре. Этот признак хорошо диагностируется с помощью ультразвукового исследования.

Декомпенсированная стадия характеризуется нарушением компенсаторно-приспособительных механизмов мочевого пузыря, поэтому его детрузор (мышца, сокращающая мочевой пузырь) теряет способность сокращаться. На этой стадии появляется так называемое парадоксальное мочеиспускание, то есть задержка мочи сменяется ее непроизвольным выделением. Наполненный мочевой пузырь доходит до уровня пупка.

ректальное исследование

Своевременная диагностика заболевания является залогом его успешного лечения.  Методы диагностики делятся на основные и дополнительные. К основным относятся выяснение жалоб, осмотр, пальпаторное обследование мочевого пузыря, перкуссия над его проекцией, а также ректальное исследование, когда можно выявить увеличенные доли предстательной железы.

Дополнительные методы исследования позволяют поставить окончательный диагноз, а также диагностировать стадию аденомы. Из этих методов исследования наибольшей ценностью обладают следующие:

• определение простатспецифического антигена, по уровню которого можно отличить аденому от рака;
  • ультразвуковое исследование (дает возможность оценить размеры предстательной железы, а также оценить объем остаточной мочи в мочевом пузыре);
  • цистоскопия (визуализация мочевого пузыря изнутри с помощью эндоскопического оборудования);
  • рентгенологическое исследование;
  • сфинктерометрия (позволяет определить уровень давления, создаваемого мышцами мочевого пузыря) и другие.

Лечение аденомы предстательной железы

Лечение аденомы простаты может быть как консервативным, так и оперативным. Выбор того или иного метода лечения зависит от стадии заболевания. Так, первая стадия является показанием для проведения консервативной терапии. Она преследует следующие цели:

• улучшить течение обменных процессов в предстательной железе;
  • восстановить нарушенную микроциркуляцию в органах малого таза, предупредить застойные явления;
  • справиться с воспалительной реакцией;
  • уменьшить объем гипертрофированной предстательной железы.

Поэтому чтобы эти цели были достигнуты, необходимо применять комплексный подход в лечении таких пациентов. Обязательно придерживаться следующих рекомендаций:

• нормализовать ритм физической активности, предотвратить гиподинамию;
  • избегать низких температур;
  • бороться с вредными привычками;
  • не пить много жидкости вечером;
  • вести регулярную половую жизнь;
  • бороться с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Основное место занимает фармакологическая коррекция имеющихся нарушений. Для нормализации функции детрузора применяются препараты андрогенов. Они восстанавливают нарушенный акт мочеиспускания. С этой целью можно назначить метилтестотерон, сустанон и др.

Очень хорошо себя зарекомендовал при этом заболевании такой препарат, как Раверон. Он представляет собой экстракт, который получен из предстательной железы животных. Этот препарат оказывает стимулирующее влияние на обменные процессы в этом органе.

В настоящее время создан новый класс эффективных в лечении аденомы лекарственных препаратов. Это специфические ингибиторы 5-альфа-редуктазы. Они предупреждают образование более активных, чем тестостерон, метаболитов андрогенов. Один из таких препаратов – это Проскар. Его необходимо принимать в течение длительного времени (обычно это 6 месяцев).

Эффективным оказывается применение растительных препаратов для лечения аденомы и предупреждения увеличения объема предстательной железы.  Это Тыквеол (получает из семян тыкв), Пермиксон (получают из карликовой пальмы), Простоплант (комплексный состав), Простабин (тыквенный препарат) и другие.

Если аденома простаты имеет большие размеры и/ или приводит к частой и выраженной задержке мочеиспускания показано ее оперативное удаление (аденомэктомия). Однако врач должен взвесить все риски, так как операция может сопровождаться определенными осложнениями.