3 января 10:34

Причины и симптомы цистита у женщин

Цистит – это воспаление мочевого пузыря. Цистит является самым распространенным заболеванием среди женщин – по статистике, каждая женщина, минимум один раз в своей жизни переболела им. В большинстве случаев, причиной заболевания является инфекция, которая обитает в организме женщины. Как правило, основными возбудителями являются бактерия E. coli и Staphylococcus. Эти бактерии попадают в мочевой пузырь с кожи или прямой кишки через уретру. В связи с этим, параллельно с циститом может развиваться кольпит – воспаление влагалища и бактериальный вагиноз.

Принято считать, что пусковым механизмом для развития цистита служит переохлаждение, поскольку оно ослабляет иммунитет организма и способствует размножению в нем вирусов и бактерий. Но как показывает практика, к развитию цистита могут привести бурные половые акты и активная сексуальная жизнь. Кроме этого, высокая распространенность цистита отмечается у женщин с аномалиями расположения мочеиспускательного канала, камнями в почках и другими патологиями.

Также цистит может развиться после лишения девушки девственности. Первый половой контакт сопровождается с забросом во влагалище и мочевой пузырь целого ряда инфекций. Но поскольку эти органы не подготовлены к такой интенсивной атаке, то риск развития цистита многократно повышается.

Причины развития заболевания

• Переохлаждение организма и органов малого таза. Женщина, посидевшая на холодном предмете порядка  10 минут, практически гарантированно заболеет циститом;
  • Сидячий образ жизни. Цистит распространен у офисных работников, чьи рабочие дни проходят за компьютером в неудобном кресле;
  • Длительные запоры;
  • Перенесенные заболевания мочевыделительной системы (уретрит, гонорея и т.д.);
  • Общее угнетение иммунной системы организма: недосып, нерегулярное питание, стрессы, неврозы;
  • Употребление жареной и острой пищи, пряностей приводит к развитию цистита, уретрита и пиелонефрита;
  • Хронические заболевания.

Помимо этих причин, на развитие цистита может повлиять бурный половой акт и несоблюдение личной гигиены, а именно:

• Переход от анального к вагинальному половому акту;
  • Редкая смена тампонов и прокладок;
  • При длительном промежутке мочеиспускания (женщина должна мочиться не менее 5 раз на день). При длительном ношении плотной верхней одежды, нижнего белья, колготок и т.д.

Симптомы цистита у женщин

Первым сигналом заболевания являются частые, болезненные позывы в туалет. Как правило, позывы в туалет несоизмеримы с количеством мочи в организме. По завершении мочеиспускания ощущаются рези и боли, иногда в моче видны примеси крови. Острый цистит отмечается тянущей болью в лобковой части и резким повышением температуры тела, тошной и рвотой, что свидетельствует об интенсивном развитии воспаления.

Если воспаление затрагивает сфинктер мочевого пузыря, то у пациентки может наблюдаться недержание мочи.

Когда необходимо обращаться за медицинской помощью?

Единичные случаи цистита не может предотвратить ни одна женщина, однако если болезнь часто рецидивирует, то это ясный повод обратиться за квалифицированной медицинской помощью.

Особенно затруднено лечение цистита при беременности, когда в организме меняется работа иммунной системы и гормональный фон. Растущая вместе с плодом матка смещает мочевой пузырь, нарушая при этом отток мочи, в результате чего в мочевой пузырь с легкостью может проникнуть инфекция.

Цистит у беременной женщины увеличивает риск преждевременных родов, как минимум, в 2 раза, поэтому беременные женщины регулярно должны проходить обследование у квалифицированных специалистов, чтобы в случае обнаружения симптомов цистита вовремя принять необходимые меры по его лечению.

Как нужно действовать при цистите?

• Во-первых, во время обострения заболевания нужно придерживаться постельного режима. Если при мочеиспускании в моче видна кровь, то нужно положить грелку на низ живота, если крови нет – то грелку не используем;
  • Скорректировать свое питание. Полностью отказаться от пряностей, цитрусовых и консервированных продуктов. На пользу пойдут молочные продукты, фрукты и овощи;
  • При цистите очень эффективно обильное питье. Кофе и алкоголь из рациона полностью исключаются, чай можно употреблять только с молоком. Хороший эффект дает питье клюквенных и земляничных морсов, использование отваров из толокнянки, овса и крапивы. Эффективно использовать разнообразные сборы, которые в ассортименте продаются в аптеках. Кроме сборов можно заваривать отвары самостоятельно или воспользоваться лекарственными препаратами, например, таблетками “Цистон” и “Канефрон”, которые, по сути, являются теми же сборами, только в другой упаковке;
  • При сильных болях можно воспользоваться обезболивающими препаратами;
  • Чтобы убрать дискомфорт после мочеиспускания, можно использовать подмывание тепловой водой с интимными травами;
  • Для эффективной борьбы с инфекцией желательно воспользоваться антибактериальными препаратами, такими как “Монурал”, “Нолицин” и “Бисептол”, дозировку которых необходимо уточнить у своего лечащего врача. Внимание! Данные препараты противопоказаны для беременных женщин!

Осложнения

Частые рецидивы заболевания грозят появлением пиелонефрита – воспаления ткани почек. Пиелонефрит лечиться только в стационаре, с использованием антибиотиков и тщательной диагностики пациента. Каждая новая атака пиелонефрита снижает функцию почек, поэтому лечение в обязательном порядке нужно доводить до конца. После излечения и приема курса антибиотиков важно восстановить микрофлору кишечника и влагалища. Эти действия помогут предотвратить рецидивы обеих заболеваний. Поэтому после обнаружения первых симптомов цистита у женщин лучше сразу обратиться к гинекологу.

Профилактика появления цистита

Каждая женщина должна знать и соблюдать специальные правила, которые помогут предотвратить развитие цистита:

• Избегайте переохлаждений. Не сидите на холодном, не носите легкую одежду в ветреную погоду, не купайтесь в холодной воде;
  • Регулярно проходите профилактический осмотр у гинеколога. Проверяйтесь на наличие половых инфекций каждые 6 месяцев;
  • Если у вас сидячая работа, то желательно каждый час делать специальные упражнения для предотвращения застоя крови в малом тазу;
  • После посещения туалета используйте влажные салфетки. Подтирайтесь только спереди назад;
  • Пейте много чистой воды, морсов, неконцентрированных соков и различных отваров;
  • Ведите регулярную, стабильную половую жизнь, без длительных воздержаний и чрезмерной активности. Посещайте туалет и принимайте ванну после каждого полового акта;
  • Избавьтесь от хронических инфекций. Вылечите кариес, гайморит и другие подобные инфекции.

Придерживайтесь этих простых правил, и вы многократно снизите у себя риск появления цистита. Будьте внимательны к своему здоровью!