7 марта 11:09

Симптомы и лечение мочекаменной болезни

мочекаменная болезнь симптомы и лечение

Мочекаменная болезнь – это заболевание, возникающее при нарушении обмена веществ, в результате чего в почках и мочевыводящих путях человека образуются конкременты. Мочекаменная болезнь также известна под названием нефролитиаз и уролитиаз.

Данное заболевание является одним из самых распространенных среди урологических болезней. Камни в почках могут появиться у любого человека, вне зависимости от его пола и возраста. Однако по статистике, мужчины страдают этой болезнью чаще женщин.

Существует три основных способа лечения данного заболевания – это хирургический и консервативный способ, а также метод дробления камня. Однако прежде чем приступать к полноценному лечению, очень важно выяснить причины болезни, чтобы в будущем не допустить ее рецидива.

Причины мочекаменной болезни

• Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей;
  • Обезвоживание организма;
  • Неправильное питание. Злоупотребление жареной, соленой, кислой и острой пищей;
  • Жесткая вода;
  • Наследственные факторы;
  • Травмы костной системы.

Симптомы мочекаменной болезни

симптомы камней

Мочекаменная болезнь симптомы и лечение которой требуют особого подхода к пациентам. Чтобы не усугубить развитие заболевания, очень важно выявить его первые симптомы. Однако стоит отметить, что симптомы камней в почках в женском и мужском организме несколько отличаются. Для женщин характерно образование колларовидных камней. Как правило, они образуются в одной почке, но в редких случаях камни встречаются в двух почках сразу.

При развитии камней у женщин, боли отдают в половые органы. Для мужчин характерны боли в паху, бедре и мочевом пузыре. В остальном симптомы болезни для мужчин и женщин одинаковы:

• Почечная колика;
  • Односторонняя или двусторонняя боль в пояснице;
  • Рези при мочеиспускании, частые позывы в туалет, наличие крови в моче;
  • Повышенная температура. В основном это 38-40 градусов.

Если вы обнаружили у себя похожие симптомы, то вам стоит немедленно обратиться за помощью к специалисту, поскольку их игнорирование грозит развитием пиелонефрита.

Виды камней в почках

В медицине разделяют несколько типов конкрементов – это:

• Кальциево-фосфатные камни. Белые или светло серые соединения мягкой консистенции. Образуются в результате избытка в моче кальция или фосфора.
  • Уратные камни. Конкременты желтого цвета с кирпичным оттенком. На ощупь гладкие и твердые. Образуются в результате избытка мочевой кислоты.
  • Кальциево-оксалатные камни. Плотные образования с шиповидными выростами. Чаще всего возникают в результате оксалатурии.

В зависимости от рН мочи, конкременты разделяют на те, которые образовались в условиях щелочной или кислотной среды. По результатам исследования химического состава камней, врач назначает соответствующее лечение.

Лечение мочекаменной болезни

Общие принципы

• Диета. В зависимости от типа камней пациенту назначается специальная диета, в которой ограничиваются или полностью исключаются из рациона те продукты, которые способствуют образованию конкремента. Во время мочекаменной болезни в рационе должны преобладать те продукты, которые способствуют растворению мелких камней.
  • Обильное питье. Питье – это очень хорошее средство против большинства урологических заболеваний. Пациентам рекомендовано пить от 2 литров жидкости ежедневно, в зависимости от типа камней в организме.
  • Фитотерапия. Этот вид лечения включает в себя прием мочегонных и лекарственных трав.
  • Физические процедуры. Сидячий или малоподвижный образ жизни провоцирует развитие не только мочекаменной болезни, но и других, не менее опасных урологических заболеваний. Поэтому для успешного лечения врачи рекомендуют недолгие занятия физической культурой. Однако перед тем, как предпринимать какие либо действия, нужно обязательно проконсультироваться с врачом, поскольку, например, при почечной колике, физические нагрузки противопоказаны.
  • Удаление камней хирургическим или консервативным путем и лечение воспалительных почечных заболеваний, например, пиелонефрита.

Лечение в зависимости от типа камня

Симптомы и лечение мочекаменной болезни могут различаться в зависимости от типа камня, ниже мы рассмотрим лечение для каждого отдельного случая:

• Кальций-оксалатные камни: ограничение шоколада, чая, шпината, щавеля, клубники, орехов, черной смородины, молока, цитрусовых и творога. Разрешается пить воды слабой минерализации, например, нафтуся или саирме.
  • Фосфатные камни: исключается потребление молока, острых закусок и специй. Ограничивается потребление творога, молока, картофеля, бобовых, тыквы и зеленых овощей. В ежедневный рацион питания включается больше мяса, яблок, груш, кефира и винограда. Рекомендуется пить минеральные воды способствующие окислению мочи.
  • Уратные камни: ограничивается потребление белка. Полностью исключается шоколад, алкоголь, кофе, какао, жаренные и острые блюда, бульоны из мяса. Рекомендуется пить минеральную воду боржоми.

Профилактика камней в почках

В первую очередь необходимо ограничить потребление продуктов, способных спровоцировать мочекаменную болезнь. Это такие продукты как шоколад, острые специи, крепкий чай и кофе, жареная пища, мясные бульоны и т.д.

Далее нужно следить за суточной нормой потребления жидкости. В обычное время года нужно выпивать минимум от 1,5 литра жидкости в день, в жаркое время столько, чтобы не испытывать жажду.

Скорректируйте свое питание таким образом, чтобы уменьшить общее количество калорий. В холодное время года избегайте переохлаждений, всегда держите поясницу в тепле.

Регулярно сдавайте профилактические анализы мочи и проходите диагностику, способную определить наличие в ваших почках конкрементов. Хотя бы раз в полгода проходите консультацию у уролога. При малейшем дискомфорте в области поясницы тут же обращайтесь за помощью к специалистам.