9 октрября 6:33

Основные симптомы рака простаты

Рак простаты — самая частая причина смерти пожилых представителей сильного пола. А среди всех возрастных категорий мужчин от него погибает каждый десятый. Коварство его в том, что начальные симптомы малозаметны, а более поздние проявления уже необратимы. Особая проблемность этого заболевания и в том, что метастазировать могут даже те опухоли, симптомы которых еще не проявились совсем.

рак простаты

Каковы же симптомы рака предстательной железы? Симптоматика  этой злокачественной опухоли на тех стадиях, когда она уже начинает проявляться, весьма схожа с признаками аденомы простаты, что также притупляет бдительность больного. Это учащенное мочеиспускание, вялая и прерывистая струя мочи, кровь в моче и сперме. Потом добавляются боли внизу живота, в промежности и паху. Боли становятся постоянными, что говорит о росте опухоли. Все признаки существования злокачественной опухоли этого вида можно разделить на 3 группы:

• Связанные с нарушенным оттоком мочи;
  • Появляющиеся с ростом и распространением опухоли;
  • Возникающие при появлении метастаз.

Симптомы нарушения оттока мочи

Злокачественная опухоль простаты может существовать в организме  длительно, не беспокоя пациента совсем, что вовсе не означает отсутствия опасности, поскольку опухоль может  бессимптомно развиться на периферии железы до значительных размеров. Единственным признаком, который дает возможность в этот период заподозрить рак, является повышение в крови уровня простатического специфического антигена. Выявление рака на этих стадиях  происходит также случайно при гистологическом изучении тканей, полученных при операции по поводу аденомы. Группа первых ощутимых симптомов связана со сдавливанием части мочеиспускательного канала, проходящей через железу, опухолью. К ним можно отнести:

• Затруднение при мочеиспускании, мочеиспускание происходит с натуживанием;
  • Прерывистая и слабая струя мочи, иногда  моча выделяется каплями;
  • Чувство неполного опорожнения мочевого пузыря, которое сочетается с наличием некоторого количества остаточной мочи;
  • Учащенность мочеиспусканий в особенности ночных;
  • Болезненность мочеиспусканий;
  • Внезапные задержки мочи, в некоторых случаях возникают без предварительных и сопутствующих симптомов, являясь единственным признаком развития рака простаты;
  • Недержание мочи, которое возникает, если опухолевые процессы охватывают и сфинктер мочеиспускательного канала.

Иногда симптомы рака предстательной железы, имеющие вид подобных дизурических явлений, сочетаются с уже имеющимися заболеваниями почек, мочевого пузыря, мочекаменной болезнью. Это в еще большей степени маскирует проявления рака и утяжеляет его течение. При сдавливании опухолью мочеточников в местах впадения их в мочевой пузырь происходит расширение мочеточников и почечных лоханок, что сопровождается угнетением функции почек и появлением признаков почечной недостаточности.

Симптомы роста опухоли

Рак предстательной железы может развиваться в течение очень длительного времени. При разрастании злокачественных тканей за пределы предстательной железы начинают проявляться симптомы другого вида. Это происходит при достижении опухолью значительных размеров и проникновении ее в соседние ткани. Опухоль как бы врастает  в окружающие органы, мешая их нормальному функционированию. При этом наблюдаются:

• Кровь в моче, в ряде случаев сгустки крови приводят к нарушению мочеиспусканий или к полной задержке мочи ;
  • Появление крови в сперме;
  • Нарушения эрекции;
  • Боли в промежности и над лобком.

При сдавливании развивающейся опухолью лимфатических путей и вен таза возможно также появление отеков в нижних конечностях и мошонке. В некоторых случаях ведущим симптомом бывает одностороннее увеличение лимфатических узлов в паху.

Симптомы возникновения метастазов

В запущенной форме болезни происходит поражение других органов. Благодаря активному кровоснабжению железы, распространение опухолевого процесса  в другие ткани и органы может быть очень быстрым. Через крупные артерии раковые клетки разносятся к позвоночнику и костям таза, в надпочечники, легкие и печень. Это проявляет себя следующим образом:

• Боли в костях и пояснице, чаще всего отмечаются в костях таза, более редко- в ребрах, грудных и шейных позвонках, шейке бедра ;
  • Потеря веса, иногда значительная;
  • Отек ног;
  • Ограничения движения нижних конечностей;
  • При поражении спинного мозга возможны параличи;
  • Анемия;
  • Ухудшение аппетита, утомляемость, слабость.

Для этой формы рака характерно раннее появление метастазов в костной системе в то время, когда другие жалобы еще проявились. Благодаря этому иногда происходит постановка диагноза, т. к. рентгенограммы костей отображают изменения, типичные для этого заболевания. Встречаются случаи рентгенологически подтвержденных костных метастазов, которые ничем себя не проявляли клинически. Редко бывает нетипичная локализация метастазов, к таковой относятся метастазы в половой член, яичко, кожу и прямую кишку. Все же иногда наблюдается интенсивный рост опухоли в направлении прямой кишки, что приводит к ее сдавливанию, и, соответственно, болям при дефекации, тяжелым запорам, ложным позывам.

Диагностические признаки рака простаты

Помимо субъективных симптомов, ощущаемых пациентом, существуют симптомы, выявляемые докторами при различных исследованиях и подтверждающие диагноз.

• Повышенный уровень ПСА в крови больного;
  • Наличие узелков в тканях железы при ректальном пальцевом исследовании;
  • Наличие   изменений на УЗИ и компьютерной томографии;
  • Наличие опухолевых клеток при пункционной биопсии.

Как видно, симптомы рака предстательной железы в целом неспецифичны. Заболевание маскируется под другие, менее серьезные, болезни мочеполовой сферы. Наибольшая беда состоит в том, что симптомов рака простаты, как таковых, просто не существует. Все признаки заболевания являются проявлениями функциональных нарушений пораженных органов. Поэтому, особенно важен профилактический осмотр у уролога, который дает возможность раннего выявления опухоли.