17 марта 9:23

Способы удаления камней из почек

удаление камней из почек

Мочекаменная болезнь – это одно из самых тяжелых урологических заболеваний. Ее развитию способствует современный образ жизни: неправильное питание, обилие белка в пище, злоупотребление алкоголем и табаком, гиподинамия, а также индивидуальные нарушения в организме пациента. По статистике, большинство случаев мочекаменной болезни приходится на мужской пол, однако женщины тоже нередко переносят это заболевание.

Для заболевания характерные сильные боли, особенно во время выхода камня из мочеточника. У пациента отмечаются сильные боли в области поясницы, повышенная температура, тошнота и рвота. При мочеиспускании пациент может заметить кровь в моче, которая появилась в результате травмирования мочеточника острыми краями камня. Острые боли прекращаются только тогда, когда камень полностью покинет мочеточник.

Удаление камней из почек возможно следующими методами

Лекарственный метод

лекарственный метод

Самый безопасный, но в то же время малоэффективный метод борьбы с мочекаменной болезнью. Применять этот способ целесообразно только тогда, когда камень в мочеточнике размером не более 4 мм в диаметре – в этом случае камень способен выйти из мочеточника самостоятельно, а боли облегчаются лечебными травами и лекарственными препаратами. Если диаметр камня больше, то в этом случае лекарственные препараты будут неэффективны.

Однако даже при образовании камня небольшого диаметра, доктор не может гарантировать его полное удаление. Многое зависит от химического состава конкремента. Чаще всего у пациентов обнаруживаются оксалатные и фосфатные камни, а ураты поддаются растворению только в 25% случаев.

Полостная операция

полостная операция

Именно этот способ удаления камней из почек использовался долгое время на территории России. Сейчас, когда в клиниках есть современное оборудование, полостные операции стали делаться реже, однако в провинциальных городах этот метод борьбы с мочекаменной болезнью все еще актуален.

Полостная операция делится на два типа: пиелолитомия и уретроскопия. Первый тип операции делается непосредственно при наличии камня в почке. Последовательность лечения следующая: пациенту делается эндотрахельный наркоз после чего его укладывают набок. Далее со стороны камня делается 10 сантиметровый разрез в поясничной области. Затем вскрывается почка, разрезается лоханка и удаляется камень. После этого рану ушивают. Данный тип операции позволяет пациенту встать на ноги уже на вторые сутки после вмешательства. В целом лечение проходит около недели, а швы снимаются на 7 сутки после проведения операции.

Уретроскопия используется при выходе камня из мочеточника. В целом операция схожа с предыдущей: пациент получает дозу эндотрахельного наркоза, затем улаживается набок. Далее делается разрез мочеточника в том месте, где расположен камень. Мочеточник обнажается, из него извлекается камень, после чего рана ушивается. Лечение продолжается около недели.

Последствия после оперативного лечения связаны в основном с осложнениями, например, обильным кровотечением. Известны случаи летального исхода, кроме этого высокий риск рецидива болезни, а повторное хирургическое вмешательство будет опасно для здоровья пациента. Поэтому полостную операцию нужно делать в том случае, если удалить камень из почки другим способом невозможно.

Разрушение камня через прокол в пояснице

удаление через прокол в пояснице

Способ очень хорош в том случае, если в почке пациента находиться один камень и у больного не имеется никаких других проблем мочевыделительной системы. Сама процедура удаления проходит следующим образом: через небольшой разрез в пояснице в почку проводиться нефроскоп, через который доктор разрушает и выводит камень из почки специальными инструментами.

Лазерная литотрипсия

литотрипсия

Этот метод позволяет удалять из почки или мочеточника даже самые крупные образования. В ходе процедуры используется специальный лазер, в основе которого лежит гольмий.

Лазер попадает к почке через нефроскоп. Под воздействием лазерного луча, даже самые большие конкременты быстро испаряются, а процесс дробления контролируется специалистом через экран монитора, на который выводится изображение камеры нефроскопа.

Дистанционная литотрипсия

Это бесконтактный способ удаления камней из почек при помощи ударной волны. Показанием для этой операции служит образование конкрементов в мочеточнике размером больше 0,5 см в диаметре и камней в лоханке диаметром больше 2-х см.

Стоит отметить, что дробление камней этим методом имеет множество побочных эффектов. В частности, ударная волна может спровоцировать почечную колику, которая может возникнуть в результате повреждения мочеточника острыми осколками камня. Кроме этого, очень часто острые осколки травмируют здоровые ткани почки, а для камней очень больших размеров потребуется повторное проведение процедуры.

Пневмоническая литотрипсия

Эта процедура предназначена для дробления камней находящихся непосредственно в мочеточнике. Через уретроскоп в мочеточник проводиться металлический зонд, который воздействует на камень чередой воздушных и электромеханических волн. Благодаря этому камень в течение нескольких секунд разрушается на сотни мелких частиц, которые извлекаются наружу при помощи петель и щипцов.

Стоит отметить, что эта процедура неэффективна против камней находящихся непосредственно в почке и небольших образований.

Удаление камней из почек в домашних условиях

Многие пациенты интересуются удалением конкрементов из почек и мочеточника в домашних условиях. Многие специалисты ободряют такую практику, если камни не сильно больших размеров. В первую очередь пациентам с мочекаменной болезнью показано обильное питье. Избавиться от мелких камушков можно просто немного превысив суточную норму потребления воды, которая составляет 1-2 литра в день. Понятно, что вода должна быть питьевой. Кроме питьевой воды можно использовать клюквенные и брусничные морсы, а вот минеральную воду пить желательно уже после выхода образований.

Стоит помнить, что выведение камней из организма процесс небыстрый. Во время обильного питья, пациент должен придерживаться строгой диеты, которая составляется в зависимости от химического состава конкремента. Более подробно об этом вы можете прочесть в статье про лечение камней в почках.

В заключении отметим, что при выборе методики вывода конкрементов, специалисты учитывают множество факторов: локализацию, химический состав, величину, плотность, возможные осложнения и многое другое.

Однако вне зависимости от решения врача, пациент всегда может отказаться от способа лечения по каким либо причинам. Следует знать, что далеко не все клиники и стационары способны лечить пациента при помощи новейших методик. Поэтому мы советуем всем людям, имеющих склонность к мочекаменной болезни, делать упор на профилактику этого заболевания.